Свидетельства очевидцев восстания

Повстанческие воспоминания Дануты Манцевич



Данута Манцевич, род. 24.11.1922 г. в Быдгоще,
псевдоним "Дануся"
связная и санитарка в отряде Кедива "Коллегиум А"
батальон "Зоська"
Группировка АК "Радослав".
Сражалась на Воле, Старом Мясте и Чернякове.
Ранена 16.09.1944 г. во время эвакуации с черняковского плацдарма на Прагу.
Награждена Крестом Отважных.
После войны актриса в тетаре, кино и на радио.



Госпиталь "Под Кривым Фонарем" 13.08 - 31.08.1944

         На улице Подвале на Старом Мясте под номером 25 находится один из наиболее известных варшавских ресторанов - "Пивная Компания". Рестораторы рекламируют его как "уникальный", поскольку "своим климатом, интерьером и кухней он напоминает скорее заведения, свойственные Баварии или Чехии, нежели те, которые вызывают ассоциации с городом над Вислой".
         Во время Варшавского Восстания в этом месте располагался госпиталь "Под Кривым Фонарем", о судьбе которого я хотела бы напомнить, основываясь на крупицах воспоминаний моих и моих товарищей, в особенности доктора Ежи Качиньского, по договоренности с которым я писала эти заметки.
11 августа отряд "Стасинка" (тяжело раненого в лицо уже 4 августа на Воле, в результате чего он потерял зрение и не участвовал в боях), то есть Кедив "Коллегиум А", понесший большие потери уже на Воле, а особенно после длительной атаки на железнодорожные склады на Ставках, где погибли еще два замечательных командира "Ольшина" и "Янек", а также замечательный, самый младший из отличавшихся исключительным боевым духом Януш Плахтовски – оказался вместе с Группировкой "Радослава" на Старом Мясте. На следующий день нас придали Батальону "Зоська".

         Мы прибыли в спокойный в то время район города, которым тогда была Старувка – со стеклами в окнах. Я даже успела вымыться в бане возле нынешнего Барбакана, причем меня больше удивляла теплая вода, чем целые окна. Люди были доброжелательны, улыбались, видимо не осознавая, откуда мы пришли и что пережили.

         13 августа на маленькой улочке Килиньского между Подвалем и Длугой взорвался знаменитый танк без экипажа. Есть разные версии того, каким образом его захватили молодые повстанцы. Факт, что за танком, окруженным толпой людей, густой, как пчелиный рой, с неописуемым энтузиазмом следовали прочие поклонники трофейного оружия - со стороны Замковой площади в сторону короткой улицы Килиньского. Эта огромная радость собрала толпу счастливых людей, в том числе естественно множество детей. Количество жертв взрыва оценивается примерно в 500 человек.
         Вскоре после размещения в районе улиц Сапежиньска-Млавска, санитарный начальник "Кедива" доктор "Скиба" (Циприан Садовски) поручил доктору отряда "Коллегиум А" Ежи Качиньскому, псевдоним "Богдан", организовать новый госпиталь "Под Кривым Фонарем" (в то время это было название ресторана, который находился в подвале на улице Подвале) сразу же за углом улицы Килиньского. Все солдаты "Стасинка" (уже с 12.08 причисленные к Батальону "Зоська" в качестве взвода "Сьницы" – Болеслава Гурецкого) были привлечены к организации госпиталя, созданного главным образом для жертв взрыва танка. Они собирали матрасы и сенники, а также постельное белье и все, что могло пригодиться и что охотно жертвовали местные жители.

         Жертв было сотни, а мест всего 50-60 – в двух подвальных залах ресторана.

         В помощь доктору "Богдану" (Ежи Качиньскому) назначили врачей: Ягодовского (снабжение медицинскими препаратами) и Влодимежа Накваского, псевдоним "Водолаз" (благоустройство помещения).

         Никакое описание не может передать того, что происходило на улице Килиньского после этого коварно задуманного немцами преступления. Ад? - это идиллия средневековых представлений. Ужас? – это просмотр фильмов XX и XXI века. Апокалипсис? – это чтение Библии. Невозможно забыть вида красивого тела 18-летней девушки на ресторанной стойке, играющей роль операционного стола. То, что оно было нашпиговано бессчетным количеством осколков – это ничто в сравнении со странным сложным открытым переломом кости голени. После нескольких секунд осмотра доктор "Богдан" поставил диагноз – это кость другого человека, вбитая силой взрыва в голень раненой.

         Фортепьяно, которое еще две недели назад служило для развлечения людей, послужило теперь – в последний раз – профессору, известному пианисту Сергиушу Надгрызовскому, аккомпанировавшему талантливой певице Антонине Кавецкой (знаменитой послевоенной "Гальке" в Познанской Опере), которая пела для раненых за тарелку супа, потому что случайно оказалась на Старувке без средств к существованию.

         Первые два дня в госпитале были убийственными для всей медицинской бригады. Доктору Ежи Качиньскому "Богдану" помогали два врача (как я упоминала), а также 5 профессиональных медсестер: Анна Качиньска (жена доктора), Кристина Сосабовска (жена "Стасинка") и еще три, имен и фамилий которых я не помню, а также санитарка Зося Чеховска из нашего отряда. Зося осталась в госпитале до конца, то есть до выхода каналами со Старого Мяста.

         В госпитале "Под Кривым Фонарем" я находилась в качестве санитарки в течение двух первых дней его работы, после чего меня направили на северный участок обороны Старувки, который защищал также и мой отряд. Будучи санитаркой, я многократно приводила в "Кривой Фонарь" раненых. После стольких лет я помню только, что залы госпиталя были заполнены ранеными, лежавшими главным образом на матрасах и сенниках (кроватей почти не было). Единственным освещением были свечи.

         Госпиталь работал до падения Старого Мяста. Поздним вечером 30 августа 1944 года доктор "Богдан" получил приказ присоединиться к отряду, который уже был в пути, чтобы прорываться через Саксонский Сад. Однако добраться до своих, несмотря на приказ полковника "Радослава", оказалось невозможно из-за огромного скопления людей.

         Часть раненых удалось вывести каналами. Среди них был раненый и незрячий "Стасинек".
Когда пришли немцы, "Кривой Фонарь" разделил судьбу большинства повстанческих госпиталей. После войны в подвалах были найдены остатки сожженных трупов пациентов госпиталя. Среди убитых было несколько наших солдат из Кедива, в том числе Анджей Энглерт. Некоторым удалось спастись. Благодаря просто-таки гротескной уловке удалось выжить "Ремецу". Он, видя приближающегося к нему с пистолетом в руке немецкого офицера, притворился ксендзом, благлсловляющим немца и дающим ему отпущение грухов за преступление, которое тот собирался совершить через минуту. Немец был так изумлен поведением "ксендза", что позволил "Ремецу" и группке людей эвакуироваться в Вольскую Больницу.

Данута Манцевич
Варшава, сентябрь 2007

обработка: Войцех Влодарчик

перевод: Катерина Харитонова



      Данута Манцевич, род. 24.11.1922 г. в Быдгоще,
псевдоним "Дануся"
связная и санитарка в отряде Кедива "Коллегиум А"
батальон "Зоська"
Группировка АК "Радослав"




Copyright © 2015 SPPW1944. All rights reserved.