Свидетельства очевидцев Восстания

Ян Романьчик "Лата" – парень из "Метлы"

Урсус








Ян Романьчик,
род. 01.05.1924 г. в Волоине
сержант подхорунжий Армии Крайовой
псевдоним "Лукаш Лата"
Главного Командования АК
взвод "Торпеды" батальон "Метла"
Группировка "Радослав"




         После капитуляции восстания большинство сражавшихся числом около 16.000 пошли в плен вместе с командующим Армии Крайовой генералом "Бором" Коморовским. Перед подписанием капитуляции генерал "Бор" и генерал Окулицки "Медвежонок" решили, что Окулицки останется в стране и продолжит подпольную деятельность и борьбу с немцами. 4 октября генерал "Медвежонок" вместе с полковником "Радославом" вышли вместе с гражданским населением из Варшавы. Вместе с ними похожим образом из Варшавы вышли примерно 3.500 солдат, в том числе много членов Кедива.
         Многие уцелевшие товарищи из "Метлы" не пошли в плен, им было приказано вернуться в подполье и налаживать связь. Я очень сердечно приветствовал их. С нами связался командир подпоручик Казимеж Яцковски "Торпеда". Мы получили по 10 долларов жалования, а мне было присвоено звание сержанта подхорунжего. Все подхорунжие, которые дожили до капитуляции, получили звания подпоручиков. Наша группа после восстановления организационной структуры получила приказ выехать в Ченстохову для охраны Главного Командования Армии Крайовой. Я также получил предложение, но, чувствуя себя не слишком хорошо после ранения, отказался. Командира это очень расстроило. В создавшейся ситуации я остался в конспирации на периферии. Часть солдат участвовала в подпольной деятельности в районах под Варшавой.



Ян Романьчик, 1945г.


         Через какое-то время ко мне обратилась связная, я должен был прибыть в Пястув на встречу с подпоручиком Северином Сковроньским "Анатолем". Мы обсудили организационные вопросы, и я получил приказ поддерживать связь с товарищами, которые остались в районе. "Анатоль" сказал мне, что "Торпеда" был отстранен от должности командира взвода, и я должен принять его обязанности. Я не принял этого во внимание. Я сказал, что у командира взвода есть заместитель, и это не я. Я не могу самовольно объявить себя командиром отряда. Зато я могу сконтактировать "Анатоля" с заместителем "Торпеды" Владиславом Длуголенцким, псевдоним "Борек". Я организовал встречу "Борка" с Лешком Нижиньским, псевдоним "Немой", представителем "Анатоля".
         Немцы устраивали облавы и вывозили схваченных молодых людей в Германию. Надо было защищаться от такой вероятности. Фабрика в Урсусе была филиалом Dulag (пересылочный лагерь) в Прушкове. Сюда привозили мирных жителей, выселенных из Варшавы после Восстания, а потом свозили украденные из квартир вещи. Для сортировки этих вещей привлекали людей с территории Урсуса. Они донесли, что немцы минируют фабрику, закладывают мины под каждым столбом во всех цехах. На территории фабрики стояло железнодорожное орудие.
         На Рождество в Урсус вернулся из Ченстоховы подпоручик "Торпеда" с солдатами из своего взвода. После праздников "Торпеда" вместе со своей группой поехал назад в Ченстохову. К сожалению, ему не удалось вступить в контакт с организацией. В создавшейся ситуации все вернулись в Урсус. К ним присоединились солдаты взвода, которые были ранены и оставались на территории Урсуса. Мы начали разрабатывать план спасения фабрики. От разведки "Торпеда" получил подтверждение, что немцы готовятся взорвать производственные цеха Государственной Инженерной Фабрики в Урсусе. Немецкие саперы заминировали всю территорию фабрики, соединяя отдельные заряды в сложную систему взрывателей.
         В начале января 1945 г. "Торпеда" организовал в своем доме на улице Мицкевича в Урсусе собрание взвода. Он познакомил солдат с военно-политической ситуацией и немецкими планами относительно фабрики в Урсусе. Чтобы их сорвать, он отдал соответствующие приказы. Часть солдат должна была выяснить, где размещены заряды, какова численность немецкого гарнизона и каковы пути подхода. Другие должны были вступить в контакт с людьми из Пожарной Стражи и Главного Опекунского Совета (ГОС), у которых был доступ на территорию фабрики. Сотрудники ГОС занимались в то время ликвидацией пересылочного лагеря. Предварительный срок проведения операции был назначен на 10.01.1945 г. Дату и место следующего собрания должна была передать связная. Принимая решение о спасении фабрики, "Торпеда" видимо не знал о факте своего отстранения от должности командира.
         10.01.1945 состоялось следующее собррание в помещении на улице Орлич-Дрешера 15. Командиры отделений доложили о результатах проведенной разведки. Ситуационный план показывал, что были заминированы все производственные цеха фабрики, а также два железнодорожных виадука на трассе Влохи-Голомбки. Численность немецкой части, стоявшей на территории фабрики, оценивалась в 30 человек. Ночью они чаще всего находились в административном здании.
         "Торпеда" велел всем командирам групп представить свой план действий. Выслушав все предложения и обсудив их, "Торпеда" отдал соответствующие приказы. Для операции разминирования Государственной Инженерной Фабрики "Урсус" и виадуков были назначены 3 группы.

         Первая группа в составе "Жмудски" + три человека должна была войти на территорию фабрики со стороны дома Косиньских.

         Вторая группа в составе "Железный" + три человека должна была войти на территорию фабрики возле дома, где жила доктор Улавска.

         Третья группа под командованием "Волка" должна была войти за модельным цехом со стороны дороги на Шамотулы вдоль ограждения фабрики.

         Всей операцией командовал непосредственно "Торпеда".

         Две первые группы были минерскими группами. В их обязанности входило:
         - первая группа: сборочный цех с инструментальным отделом, компрессорная станция, а также часть механического цеха,
         - вторая группа: литейная, кузницы, закалочный цех и помощь в механическом цеху,
         - третья группа: охраняла въезд и администратичное здание, где находились немцы.

         Пути отступления, как и подхода, а также аварийный путь эвакуации за кузницей в сторону деревни Шамотулы.

         "Торпеда" объявил боевую готовность. Отдельные группы должны были подготовить оружие и инструменты, необходимые для работ по разминированию. Командиры групп должны были проработать с солдатами выполнение задания. Подготовку облегчал факт, что почти все были многолетними работниками фабрики. Наступило время интенсивной подготовки и ожидания.
         13.01.1945 г. пришел приказ. После полуночи 14 января должно было быть выполнено задание разминирования производственных цехов фабрики "Урсус". В соответствии с приказом все группы проникли на территорию фабрики и приступили к выполнению боевого задания. Солдаты "Метлы" уничтожали сеть проводов между отдельными пунктами взрывных зарядов, а также шнуры для взрывания этих зарядов с помощью электрической подрывной машинки.



Ситуационный план операции в Урсусе


         Немецкие минеры для заминирования фабрики использовали целую гамму зарядов, начиная от авиабомб и гранат для гранатометов и кончая типичным минерским материалом – тротилом в брусках в упаковке из эбонита. Вместо ударных детонаторов был заложен инициирующий взрывчатый материал, так называемый "цикорий" (по внешнему виду и цвету упаковки поразительно похожий на цикорий для кофе), в котором были размещены капсюли детонаторов. Кроме соединений для зажигания при помощи электрической подрывной машинки отдельные точки были соединены фитилями: обычным – черным и мгновенного сгорания - зеленым.
Командир взвода, офицер саперов, по профессии электрик показывал в каждом цеху, как уничтожать провода и доставать капсюли детонаторов. В механическом, сборочном, кузнечном и закалочном цехах взрывные заряды были прикреплены к опорам несущей конструкции в шахматном порядке. Устройстава для взрывания зарядов были проложены по эстакадам, где раньше проходили электрические провода для приведения в движение машин и оборудования.
         Ночь была светлой, всюду лежал снег, был мороз примерно - 8 ̊C. Никто из участников операции не чувствовал холода – эмоции и, что тут скрывать – страх, хотя охрана была начеку. Тяжелая кропотливая работа продолжалась до утра. В конце были разряжены взрывные заряды.
         Отдельные группы начали перемещаться в направлении проходов в ограждении. Последней оступила группа охраны. Отделения отправились на квартиры, а командиры отделений на собрание. Первая часть приказа была выполнена. Взрывные заряды были разряжены. Чтобы уничтожить фабрику, немцам пришлось бы заново повторить всю работу, а на это у них не было времени – с юго-востока доносился грохот орудий.
         На собрании "Торпеда" поблагодарил за операцию и сказал, что необходимо выполнить вторую часть приказа – виадуки. Для разрядки взрывных зарядов на виадуках он назначил два отделения из четырех человек. Первое отделение саперов должно было поочередно разминировать виадуки, второе обеспечивало охрану. Командование над операцией также осуществлял "Торпеда".
         Саперы по насыпи поднялись на виадук, а затем на несущие балки виадука, где были прикреплены заряды. После 40 минут работы заряды были разряжены. Остался виадук над путями в Прушкув. Пройдя 200 м, солдаты отчетливо увидели на фоне неба марширующий по насыпи немецкий патруль ("streif"). Поручик "Торпеда" приказал: "В бараки, приготовить оружие". Немецкий патруль пошел дальше по насыпи и исчез за поворотом.
         Поскольку уже светало, операция в этот день была отменена. К сожалению, на следующий день немцы взорвали виадук над путями, ведущими в Прушкув. Уцелел только тот, который мы разминировали раньше.
         Через два дня после разминирования фабричных цехов радость от выполнения солдатского долга была вечером нарушена мощным взрывом. "Sprengkomando" (команда подрывников) взорвало оставшиеся снаряды для железнодорожного орудия. Они были сложены напротив чугунолитейного цеха между амбулаторией и площадкой для формовочных масс. От взрыва пострадали: чугунолитейный цех, здание столовой и склад материалов; во всей фабрике и окрестных домах вылетели стекла. Остальная часть фабрики уцелела.

         В операции разминирования Государственной Инженерной Фабрики "Урсус" приняли участие солдаты "Метлы":
         Казимеж Яцковски, псевдоним "Торпеда"
         Бонифацы Длужневски, псевдоним "Жмудски"
         Тадеуш Габрысяк, псевдоним "Кубиньски"
         Зенон Яцковски, псевдоним "Адам Хорски"
         Чеслав Юзяк, псевдоним "Железный"
         Юлиуш каня, псевдоним "Ян"
         Здислав Климашевски, псевдоним "Вицек"
         Антони Ольшевски, псевдоним. "Волк"
         Ян Ольшевски, псевдоним "Антек"
         Збигнев Осух, псевдоним. "Пират I"
         Ян Пенчковски, псевдоним "Каминьски"
         Юзеф Поврозьняк, псевдоним "Пират II"
         Ян Романьчик, псевдоним "Лата"
         Охоцки, псевдоним "Дядюшка"

         13 января 2023 г. в Урсусе на ул. Трактористов 20 была открыта мемориальная доска в память о героической акции солдат взвода АК "Торпеды", состоявшейся 78 лет назад.





Ян Романьчик

oбработка: Мацей Янашек-Сейдлиц

перевод: Катерина Харитонова



      Ян Романьчик,
род. 01.05.1924 г. в Волоине
сержант подхорунжий Армии Крайовой
псевдоним "Лукаш Лата"
Главного Командования АК
взвод "Торпеды" батальон "Метла"
Группировка "Радослав"





Copyright © 2015 Maciej Janaszek-Seydlitz. All rights reserved.